Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер
<style> .banner {display: none;} </style>

Опытные режиссеры часто говорят, что фильм рождается на монтажном столе. Режиссеры начинающие знают об этом не понаслышке: отснятый материал почему-то складывается совсем не так, как предполагалось, сцены, которые казались важными, оказываются лишними, а сам фильм начинает говорить вообще о чем-то другом.

О том, какова роль монтажа в создании кино и почему ее у нас недооценивают, мы попросили рассказать куратора факультета режиссуры монтажа МШНК Илью Томашевича.


Илья Томашевич

куратор факультета режиссуры монтажа МШНК 


Что такое монтаж?

Попробую сказать так. Есть монтаж «до» и есть монтаж «после». Монтаж «до» связан с изобретением, фантазией и во многом с новаторством. Это сочинение фильма, которое сродни композиции в музыке. Здесь создается мир. Но так как кино — это машина, хоть и по-своему живая, чувствующая, то и части фильма, сам его алгоритм должны быть задуманы, отстроены и точно выверены.

Монтаж «после» целиком находится в зависимости от монтажа «до». При монтаже «после» вы имеете дело с ломким и не очень податливым природным материалом, который может и вовсе не иметь предпосылок к воплощению во что-то большее. Это скорее составление букетов и изъятие цветов, неподходящих для выбранной композиции.

И в том и в другом случае чудо монтажа, или, если угодно, его умение, заключается не во всемогуществе автора, а в осознании границ возможного в кино и чувстве определенности материала фильма. Фильм — очень конкретная вещь, и на него нельзя смотреть сквозь розовые очки. Нужно набраться решимости и внятно ответить на какие-то вопросы по поводу материала, к которому прикладываются усилия, и по поводу целей. Это не всегда удается, но с этого начинается монтаж. Это сердце монтажа.


Почему нельзя просто снять,
а потом просто склеить фильм?

Говоря о фильме, мы часто говорим о том, что фильм содержит: о смыслах, настроениях, о чувствах, которые он у нас вызвал. Получается, что мы говорим не о самом фильме — фильм является только поводом для нашего высказывания о чем-то ином (вообще кино для чего только не используют, и, возможно, это один из самых безобидных вариантов).

Но как говорить о фильме как о произведении искусства? Для этого нужно использовать язык (возможно, даже придется его изобрести), который будет описывать фильм не через историю, не через композицию кадра, а через особого вида пластику или структуру, свойственную именно фильму. Такой язык кроется в дисциплине, называющейся монтажом.

И нельзя сказать, что на каком-то этапе создания фильма можно не думать о монтаже — это все равно что сказать, что можно делать фильм, не думая, что в результате он будет фильмом.

Как, например, архитектор должен думать о том, чтобы дом не обвалился на людей — для этого ему не стоит забывать о доме, — так и монтаж возвращает нас к самой идее фильма как произведения искусства. По идее, предмет «Монтаж» можно было бы с легкостью называть просто «Кино», или «Фильм», или «Киноязык», исключив оттуда все, что связано с организацией и коммуникацией. Монтаж — это только кино, кино «до» и «после», с надеждой не потерять его посередине.



Чем занимается режиссер монтажа?

Режиссер монтажа вместе с режиссером занимается разработкой монтажного решения фильма — его строения, пластической структуры. Он ведет проект от первого этапа до последнего и следит за тем, чтобы в плане монтажа не возникало противоречий и ошибок.

На него могут быть возложены и смежные обязанности: плейбэк, монтаж на площадке или сборка финальной монтажной версии (то есть работа монтажера), но основное поле его работы — строение фильма, язык кино. Иначе говоря, режиссер монтажа отвечает за то, как история / идея / чувство воплощаются средствами кино.

В нашей школе мы весьма категорично отстаиваем разделение двух профессий: монтажера (как сугубо технической) и режиссера монтажа (как оппонента режиссера в работе над монтажным решением фильма).


Заблуждения о профессии

Главное заблуждение заключается как раз в том, что режиссер монтажа — это человек, собирающий фильм из уже отснятого материала и решающий проблемы, созданные на предыдущих этапах, к которым он не имел никакого отношения.

К сожалению, такое ошибочное восприятие профессии распространено и в профессиональной среде. Это связано с тем, что длительное время в нашей стране отсутствовало профессиональное образование по монтажу. Во ВГИКе нет ни факультета, ни кафедры монтажа. Не ведется научная работа в этом направлении, практически отсутствует русскоязычная литература. Это, в свою очередь, было связано с централизованностью кинообразования и отсутствием должного внимания к форме в советский период.

Монтажер остается очень важной, но гораздо более узкой и ремесленной профессией. Если в подготовке монтажера важны владение монтажными программами, работа с документацией (так как сборка фильма происходит под контролем режиссера или по монтажным листам) и базовое знание языка кино, то в подготовке режиссера монтажа ключевое значение имеет понимание возможностей кино и владение наибольшим количеством инструментов и пластических ходов, способность видеть фильм как целое.



Факультет

Факультет режиссуры монтажа — это, во-первых, лаборатория, где проходит работа над монтажными решениями всех без исключения проектов МШНК. Студенты факультета имеют доступ ко всем лекциям киношколы, и несколько раз в неделю на факультете проходят совместные занятия-консультации. Сюда приходят студенты режиссерского факультета, чтобы обсудить свой проект и найти соратника среди режиссеров монтажа для дальнейшей работы. В рамках лаборатории студенты учатся вести диалог с режиссерами и получают возможность видеть тенденции во всем многообразии.

Во-вторых, это монтаж на практике. Студенты факультета делают задания — от маленьких монтажных заданий, разбора фильма, создания трейлеров и тому подобного до создания собственных короткометражек. В-третьих, так как здесь нас интересует формальная сторона фильма, мы уделяем внимание киноавангарду и экспериментальному кино.

Наконец, для этой профессии по-настоящему актуален вопрос: «Что такое кино?» С этим вопросом сопряжена потребность в чтении и разборе литературы по кино и пластическим структурам в других видах искусства.


{"width":100,"columns":12,"padding":0,"line":80}

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+