Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

«МЫ НЕ МОЖЕМ ВЫРАСТИ ЗА СВОЕГО ЧИТАТЕЛЯ, НО МЫ МОЖЕМ ДАТЬ ЕМУ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА»

«МЫ НЕ МОЖЕМ ВЫРАСТИ ЗА СВОЕГО ЧИТАТЕЛЯ, НО МЫ МОЖЕМ ДАТЬ ЕМУ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА»

<style>.banner {display: none;}</style>

Сотрудник книжного магазина на колесах «Бампер» о своей миссии и детях, которые
не любят читать

Сотрудник книжного магазина на колесах «Бампер» о своей миссии и детях, которые не любят читать

Можно ли совместить в одном проекте социальную миссию, детскую литературу и автобус? Социальному проекту «Бампер», который владеет несколькими книжными автобусами, это удалось. О его успехах и трудностях для совместного специального проекта ВОС и Lipton Goodstarter рассказала руководитель информационного отдела «Бампера» Светлана Светова.

Что такое книжный автобус

Детский книжный автобус «Бампер» — это в первую очередь магазин хорошей детской литературы и читательский клуб внутри автобуса. Основное наше занятие — это продажа книг, но при этом мы еще и консультируем по книгам, снабжаем родителей информацией о том, как читать с детьми, как сформировать привычку к чтению, как выбрать книжку под характер своего ребенка, как организовывать семейное чтение. В этом наша просветительская функция.

Каждая книжка должна быть прочитана как минимум одним сотрудником еще до принятия решения о ее включении в ассортимент. Потом в идеале — всеми, чтобы мы могли адекватно консультировать покупателей.

У нас есть автобус, который сейчас постоянно стоит в парке «Музеон», и есть второй, маленький, который ездит по городу (в парки, на фестивали, в школы) и в другие регионы. Скоро будет третий — большой, красивый, ездящий, который мы смогли приобрести и переоборудовать благодаря частным пожертвованиям и победе в конкурсе Lipton Goodstarter. Мы привозим книжки туда, где их нет. Дети сами не ходят в магазины, книги для них покупают родители. А тут у них есть возможность выбирать самим.

Это социальный бизнес. Приезжая в школу, мы договариваемся, что будем продавать книги и тем самым окупим свой приезд. Но даже если мы знаем, что в этой конкретной школе наши книжки будут не очень востребованы, то все равно едем туда. Мы ориентируем детей в сторону чтения современных книг, и, когда мы там появимся в следующий раз, они будут более открыты, у них будет уже сформированный интерес к книгам.

Наша непосредственно благотворительная деятельность заключается в поездках туда, где книги никто покупать не будет. Я говорю о детских социальных учреждениях — детдомах, интернатах, колониях для несовершеннолетних, детских больницах. Мы приезжаем туда, чтобы вместе читать, проводить программы, мотивировать на чтение и по возможности дарить книги. Мы не просто привозим книжки в школу или в детдом, где продаем их или дарим, — мы говорим с ребятами о чтении, стараемся вынести книжку за пределы изучения на уроке литературы или тренировки навыка чтения, вернуть ее в личное пространство. Мы говорим, что книга — это не твоя отчетность и не показатель того, какой ты гениальный ребенок. Это нужно не твоему учителю, это нужно тебе.

О доле социального предпринимателя

Основатели проекта долгое время работали с подростками в центре «Перекресток» при МГППУ. Анна Тихомирова была создателем и руководителем этого центра, работала с трудными подростками. Там была та же концепция, что и у нас: не ждать, когда ребенок придет к тебе, а самим прийти к нему. Она рассказывала, что устала от постоянных проблем с финансированием — центр был государственный, нужно было постоянно добиваться бюджета. В то время слова «социальное предпринимательство» и «социальный бизнес» не были на слуху, но она пришла к мысли, что нужно зарабатывать на свою деятельность самостоятельно: делать что-то важное для детей и при этом зарабатывать внутри проекта и не зависеть от бюджетных организаций.

Проект был открыт на non/fictio№ 2010 года. Только потом выяснилось, что есть такой термин, как «социальное предпринимательство», и мы именно оно и есть. В 2011 году Анна получила премию «Бизнес-успех» в номинации «Социально-ответственный предприниматель», а затем мы попали в зарождающийся пул социальных предпринимателей.

В социальном бизнесе во главу угла ставится не получение прибыли, а достижение некоторой социальной цели, и под это подверстывается все остальное: расходы, стратегия, ежедневные решения. Социальное предпринимательство — это то, где все заработанные деньги тратятся на поддержание и развитие проекта, там не может быть дольщиков, которые просто забирают себе процент от прибыли. Мы считаем себя экспертами в сфере социального предпринимательства, и нам есть что сказать о нем. Например, то, что это неустоявшийся термин: беседуя о социальном предпринимательстве, часто можно с собеседником иметь в виду совершенно разные вещи. Особенно остро такая проблема стоит в перспективе юридической институционализации, издания специальных законов для социальных предпринимателей и т. д. Это еще рано делать.

О людях и чертах семейных проектов

У нас есть Александр Васильев, который скромно называет себя товароведом. Это человек, который поддерживает отношения с издательствами, собирает ассортимент, ведет учет, делает всю эту титаническую работу. Татьяна Шульц и Ольга Румянцева — психологи, ведущие наших социальных программ и консультанты. Для тех, к кому мы приезжаем, они — лицо «Бампера». Их программы больше помогают детям подключиться к чтению, мне кажется, чем сам книжный магазин.

У нас есть бессменный водитель Станислав Дейкин. Он был с нами во всех поездках, в самых длинных и самых странных, чинил автобус посреди безлюдного шоссе на морозе и вообще всех нас спасал. Это удивительный человек. Много ли существует водителей автобусов, которые умеют обращаться с детьми и интересуются детской литературой?

Разделение ролей начало к нам приходить буквально в последний год. Все делают всё — кроме автобуса, который никто, кроме Стаса, не водит. Мы все продаем книги, украшаем автобус, ведем программы, общаемся с детьми. Конечно, это черта маленьких семейных проектов. Мы эту стадию перерастаем, так что приходится с болью расти над собой и разделять обязанности. Сейчас в проекте около десяти человек: кто-то специализируется на школах, кто-то — на детских садиках, кто-то занимается базой или поддерживает сайт, организует поездки и т. д.

О том, откуда берутся книги

Мы входим в Альянс независимых издателей и книгораспространителей. Туда еще входят, например, «Фаланстер», «Гиперион», «Додо», «Циолковский», «Петровский» в Воронеже. Раньше еще была «Лавочка детских книг», которая, к сожалению, не выдержала и закрылась. Как и почти все маленькие книжные магазины, мы сначала берем книги у издательств, потом возвращаем за них деньги и, если хотим, остаток. Мы не можем брать большой опт — нам негде его хранить, а если брать книги по цене мелкого опта, то мы не сможем конкурировать с другими магазинами. Поэтому мы очень благодарны, когда издательства признают нашу социальную составляющую и готовы отпускать книги по более низкой цене.

Мы выстраиваем личные отношения с издательствами — как правило, с такими же маленькими и независимыми, как мы. Например, с издательствами «Самокат», «Компасгид», «Розовый жираф», ИД Мещерякова, «Поляндрия», Clever. Они присылают нам релизы своих новинок, и то, что они издают, скорее всего, нам понравится. Иногда мы берем на реализацию книги напрямую у авторов. Проблема работы с большими издательствами (например, с АСТ, в которое сейчас входит почти все) заключается в том, что они часто отказываются работать с мелкооптовыми заказчиками. И тогда мы используем всякие сложные системы книгораспространения, которые закупают большим оптом у АСТ, а потом продают мелким оптом нам. Но работать с крупными издательствами все равно нужно. Во-первых, многие хорошие писатели издаются в таких издательствах. Например, книги Наринэ Абгарян про Манюню выходят в АСТ. Во-вторых, есть бестселлеры, которые, конечно, выпускаются большими издательствами, но при этом не перестают быть хорошими книгами. Например, это «Виноваты звезды» Джона Грина, которая стала популярна благодаря фильму. Наконец, мы продаем классику — Астрид Линдгрен, «Питера Пэна» Барри, советские репринты, например, Маршака с иллюстрациями Лебедева и т. д.

При отборе книг мы читаем критиков детской литературы — Евгению Шафферт, Марину Аромштам, «Папмамбук», «Библиогид», затем обсуждаем, обмениваемся мнениями. Сами ходим на ярмарки не только работать, но и смотреть на новые книги. Даже во время путешествий мы заходим в книжные и смотрим, что за границей издается для детей.

Мечтаем продавать книги на английском языке — на это есть спрос. Но за рубежом книги и сами по себе дороже, и если их еще заказывать с доставкой, то цена будет такой, что их вообще никто не купит.

Вообще мы ощущаем значительную поддержку наших друзей и партнеров: не только издательств, но и библиотек, которые дают нам недостающие знания, фестивалей, парков, школ, которые нас приглашают, фондов, которые дают гранты на какие-то наши инициативы, прекрасных современных писателей, которые участвуют в наших программах, — это Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, Артур Гиваргизов, Сергей Седов, Марина Москвина.

О детях, которые не любят читать

Пока еще нет официальной профессии «книжный психолог», но мы так себя называем. Проект этот создавался психологами, а не филологами или людьми из книжного мира. Дело в том, что книга — это сильный ресурс для работы с детьми и с семьями, личностный ресурс. Даже в отрыве от филологии, истории литературы, литературных концепций или моды на то, что нужно читать.

Когда мы приезжаем в школу, то это вообще рай. Дети без родителей могут честно сказать, что они думают о чтении, например, что им скучно читать, или попросить книгу, где поменьше слов. Наш психологический и социальный подход позволяет смотреть на это спокойно и не вставать в позу, возмущаясь, что не все любят чтение. Конечно, у них есть полное право не любить читать и испытывать трудности.

Неофиты часто грешат тем, что стараются продвигать сложные и тяжелые книги типа серии «Гражданин мира» или каждому заходящему пытаются продать «Скажи, Красная Шапочка». Но мы это немного переросли и понимаем, что каждая семья на своем уровне читательского пути. Если ребенок плохо читает и не понимает, чем книги лучше фильмов или компьютерных игр, нужно найти книгу, которая будет по силам, зацепит конкретно его. С подростками мы вполне можем обсудить книгу «В шкуре бандита», но не потому, что мы в чем-то подозреваем детей. Тем более, мы не начинаем встречу со слов: «Ваши учителя рассказали, что у вас в классе проблемы с успеваемостью и дисциплиной, поэтому будем вам советовать книжки про это». Книги, про которые рассказывают наши ведущие, начинают пользоваться популярностью даже у нечитающих. Есть книга «Дневник кота-убийцы», которую начинают хотеть все. А взрослые пытаются заподозрить в ней что-то нехорошее из-за ее названия.

Мы можем рекомендовать книги, в которых правда мало слов и много картинок. Это, например, «Украденные имена», «Коричневое утро», «Враг», «Я ем лапшу, а в это время», «Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка». Они выглядят как книжки для малышей, но часто содержат в себе мощный гражданский, политический, социальный или экологический посыл. И конечно, они предназначены подросткам и могут выстрелить для тех, кто обычно не читает помногу.

Если мы говорим о человеке, читающем формульную литературу, который нежно любит, например, «Сумерки» и в этом находит для себя поддержку, ответ на какой-то свой личностный запрос, мы не будем его отговаривать. Но хочется ему показать, что есть книги про то же самое — про несчастную любовь, про проблемы с родителями, с обществом, про непонятых и страдающих, — но интереснее, сложнее. Про любовь есть «Дневник Авроры», «Совсем не Аполлон», «52 февраля», «Типа смотри короче». Мрачное фэнтези пишет замечательный писатель Нил Гейман. При этом мы стараемся быть честными с детьми: они читают то, что им рекомендуем мы, а мы читаем по их рекомендациям. Так наша команда открыла для себя, например, серию «Сталкер» и с тех пор пытается понять, что в ней так нравится детям из практически всех социальных групп.

Мы считаем, что развивающей и ресурсной может быть только «честная книга», где рассказывается о живых людях, их поступках, чувствах, переживаниях, а не та, где компонуются клише, где герои плоские. Мы не можем вырасти за своего читателя, но мы можем дать ему возможность выбора. Честность — наш критерий, а способ изложения и выражения этой честности читатель — ребенок или взрослый — выбирает сам.

Об удивительных открытиях

В одной из школ мы рассказывали про книжку «Я не верю в монстров» про трудного подростка, изгоя в классе, на котором все поставили крест. В книге, конечно, все меняется к лучшему.

После обсуждения один из школьников приходит эту книгу покупать. Мы говорим, что подарили экземпляр библиотеке, где он сможет его прочитать. Но он книгу все равно покупает. А потом мы узнаем, что он принес ее своей учительнице с просьбой прочитать, потому что эта книга — про него. Такие истории — не редкость, а о скольких мы еще не знаем… Они помогают нам чувствовать, что мы на правильном пути, что действительно меняем ситуацию к лучшему.


{"width":100,"columns":12,"padding":0,"line":80}

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+